Развитие современных технологий привело к повсеместному использованию фотографии на телефон как в быту, так и в различной профессиональной деятельности в качестве документальной фиксации происходящего. Фотография и мобилография стали инструментами в различных гуманитарных исследованиях, социокультурных проектах. Сложилась целая культура «селфи», которая привела к утрате значения настоящего художественного портрета, как отражения личности человека, а не иллюстрации сиюминутного состояния и контекста. Селфи, изображения людей и ситуаций, используются непрерывно для трансляции личной и социальной позиции каждого человека через социальные сети и иные публичные медиа. Результатом стали миллионы фотоизображений в интернет-пространстве, заполненные фотоальбомы в телефонах и, практически, полное отсутствие настоящих портретов, передающих личность, образ и характер современного человека. Жанр художественного фотопортрета, как направления в художественной, не коммерческой, фотографии, переживает исторический кризис.
Еще в конце прошлого, XX века существовала общепринятая практика заказов студийных (салонных) портретов как индивидуальных, так и семейных. Сейчас такие съемки практически полностью вытеснены постановочными коммерческими «фотосетами», призванными транслировать стиль и имеющие рекламную и презентационную направленность, но утратившие основную цель фотографического портрета – отображение личности, характера и образа человеческой индивидуальности.
Авторский тематический фотопроект «Портрет Человека. Россия. XXI век» призван создать фотоколлекцию студийных портретов наших современников, выполненных в форме классического салонного русского фотопортрета, с использованием портретных фотообъективов, классического светового оборудования, и пластических решений, свойственных в 19-20 веках. При этом на фотографии будут наши современники.
Портрет – один из основополагающих жанров изобразительного искусства. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация. В русском фотоискусстве направление классического салонного фотопортрета сложилось в начале 20 века благодаря таким мастерам фотографии, как Александр Гринберг, Моисей Наппельбаум, Николай Андреев. Для создания изображения используется драматический «кинематографический» свет, часто монохромная гамма, в результате создавая психологический, драматический портрет, раскрывающий характер и личностные особенности человека. Самые известные примеры – портреты Владимира Ленина, Иосифа Сталина и прочих великих исторических личностей начала 20 века авторства Моисея Наппельбаума.
В коллекцию в[ходят портреты людей различных профессий и возрастов. Каждая из фотографий будет сопровождаться информацией о человеке. Таким образом, создается выставочная коллекция, обладающая художественной и исторической ценностью, создающая образ современного русского человека, как уникального индивидуума, таким, какой он существует сейчас, в третьем десятилетии 21 века.